Коммунальная сфера характеризуется большим количеством «нерыночных» субъектов в виде различных унитарных предприятий, построением отношений по использованию коммунальной инфраструктуры через ограниченные вещные права (право хозяйственного ведения), регулируемым ценообразованием, а решение проблем данного сектора, в том числе при утверждении тарифов, во многом зависит от политической воли органов местного самоуправления.
В свою очередь, подобное положение дел на рынке коммунальных ресурсов, определяет статус предприятий коммунального сектора как субъектов естественной монополии (часть 1 статьи 3) Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»). Приведенная выше специфика, в частности, нашла своё отражение в процедуре банкротства, которая в идеале должна проходить по специальным правилам, предусмотренным параграфом 6 главы IX Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для банкротства субъектов естественных монополий.Отмечается что практике суды редко принимают во внимания положения данной главы при банкротстве предприятий коммунальной сферы, в том числе по той причине, что ни должник,
ни кредиторы не ссылаются на специальные правила о банкротстве субъекта естественной монополии. В итоге, в течение всей дальнейшем процедуры специальные правила также
не учитываются, хотя должны учитываться.